Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.

В 2023-2024 учебном году в МБОУ СОШ №14 г.Шахты в 1-4 классах обучение осуществляется на основе ФГОС начального общего образования 2021, в 5-9 классах — на основе ФГОС основного общего образования 2021, в 10 классах на основе обновленного ФГОС среднего общего образования , в 11 классах — на основе ФГОС среднего общего образования.

В соответствии со ст. 11  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Федеральные государственные образовательные стандарты являются составной частью системы Российского образования и обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и  направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

За последние 20 лет сменилось несколько поколений стандартов:

  • Первое поколение (были приняты в 2004 году) содержало конкретные требования к освоению каждой из школьных дисциплин;
  • Второе поколение (разрабатывались с 2009 года по 2012 год) завершается выпуском детей 2020-2021 учебного года. Оно делало акцент на как предметных, так и междисциплинарных знаниях. Именно эти ФГОС привнесли в школу проектную деятельность и повышенное внимание к информационным технологиями;
  • Новейшее, третье поколение (вступили в силу с 01.09.2022 г.) отличается от первых индивидуальным подходом и конкретизацией требований по результатам образовательного процесса.

В российских школах начался переход на обновленные ФГОС: 1 сентября 2022 года на них перешли 1 и 5 классы, а средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.

С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10-х классов нашего лицея перешли на обучение по обновленному федеральному государственному стандарту среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (См. ниже). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;
  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации основной образовательной программы

Чем отличается новый стандарт от предыдущего?

  • Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
  • Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
  • Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы — предоставить обучающимся качественное образование.

Категория информации: